АВИА •Ленинград
Летом 1985
г. распалась одна из самых популярных групп Ленинграда — «Странные игры».
Братья Виктор и Григорий Сологубы образовали «Игры», а Николай Гусев
(клавишные, вокал), Алексей Рахов (гитара, саксофон) и Александр Кондрашкин
(ударные, вокал) — «АВИА».
Каждый играл на
нескольких инструментах и во время концертов вынужден был переходить от
одного инструмента к другому. В 1986 г. они решили срежиссировать эти перемещения
по сцене, сделать их осмысленными. Помогли осуществить этот замысел
приглашенные в группу экс-«Лицедей» Антон Адасинский (труба, пантомима,
вокал) и актер, шоумен Марат Тимергазов. Вскоре в «А.» пришли еще два
саксофониста — Алексей Меркушев и Елена Бобрецова и... критики до сих пор не
могут решить, к какому стилю отнести эту группу. В самом деле: в концертах
«А.» использует элементы буффонады, пантомимы, акробатики, гимнастики, шоу,
ритм-балет, танцы, стихи, что вместе с полистилистической музыкой (от маршей
до хард-рока) составляет впечатляющие рок спектакли. В 1987 г. на «Рок
панораме» группа получает «лучшую прессу» (вместе с «Наутилусом
Помпилиусом»), а в 1988 г. дебютирует на «Мелодии» и вскоре отправляются на
первые зарубежные гастроли — в Финляндию, потом в Югославию. ЦТ показывает
самые популярные песни «А.» — «Я не люблю тебя» и «Весенняя массовая».
В октябре 1988
г. А. Адасинский уходит из «Авиа» и образует театр-студию «Дерево». В составе
«А.» появляется его бритоголовое альтэр эго — Дмитрий Тюльпанов. Группа
приглашает еще одного саксофониста — Евгения Жданова. В апреле 1990 г. «А.»
показывает новую программу «Навстречу 1000-летию Великого октября», в
которой дебютировали новые участники духовой секции:
выпускники музыкального училища Евгений
Скоблов (труба) и Валерий Кутейников (тромбон), сменившие Е. Бобрецову и А.
Меркушева.
1988—1990 гг.
группа провела в систематических гастролях за рубежом, выступив едва ли не
во всех странах Западной Европы. Следствием этого стал выпуск в Великобритании
альбома «А.», весьма благожелательно встреченного прессой. Зимой 1991 г. «А»
покинули шоумены Тимергазов и Тюльпанов.
ДИСКОГРАФИЯ.
Магнитоальбомы: «Жизнь и творчество композитора Зудова» (1986), «Всемъ!»
(1988). Пластинки: (ВФГ «Всемъ!» «Мелодия», 1988), «АВИА» («Нате!».
Великобритания. 1990).
«АВИА», рок-группа (Ленинград,
Санкт-Петербург).
Возникла в сентябре 1985 на руинах
«СТРАННЫХ ИГР», первой в Ленинграде (а, возможно, и во всей стране) группы,
целиком и полностью опиравшейся на современные музыкальные формы. Когда в
июне 1985 группа распалась, братья Сологубы, урезав название до простого
«ИГРЫ», сформировали новый состав, а остальные трое, после кратковременного
альянса с «МАНУФАКТУРОЙ», создали «АВИА».
Николай Гусев (p.12 мая 1957;
клавишные, вокал) в рок-н-ролл пришел в начале 1979 после окончания
музыкального училища. В 1979—81 играл в легендарных «АРГОНАВТАХ», где
демонстрировал блестящую технику и современное музыкальное мышление. После
распада группы (август 1981) работал с «БАРОККО» и «СТРАННЫМИ ИГРАМИ». В
ноябре 1983 собрал группу рок-н-ролльного возрождения «СТАНДАРТ».
Алексей Рахов (саксофон, гитара, бас,
аккордеон, вокал) начинал в студенческой группе «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»; в «СТРАННЫХ
ИГРАХ» играл с первого дня существования. На фестивалях рок-клуба регулярно
получал призы как лучший инструменталист. Его песня Телефона нет была признана одной из лучших на
рок-фестивале 1984. Участвовал в духовой секции «ПОП-МЕХАНИКИ», играл со
«СТАНДАРТОМ».
Александр Кондрашкин (p. 23 ноября
1956; барабаны, перкуссия, вокал) начинал в середине 70-х годов, но впервые
обратил на себя внимание как участник «ПИКНИКА» в 1979. Позднее сотрудничал с
джазовыми ансамблями Давида Голощекина и Сергея Курехина, весь 1981 играл и записывался
с «АКВАРИУМОМ», а во времена активной деятельности Ленинградского рок-клуба
был безоговорочно признан лучшим барабанщиком и играл со «СТРАННЫМИ ИГРАМИ»,
«ТАМБУРИНОМ», «МАНУФАКТУРОЙ», «ПОП-МЕХАНИКОЙ», «СТАНДАРТОМ», «ДЖУНГЛЯМИ»,
«ОБЪЕКТОМ НАСМЕШЕК» и с другими группами.
Название «АВИА» (с ударением на «И»)
расшифровывалось как «Анти-ВИА» и должно было, по замыслу участников,
указывать на их желание противопоставить формализованной банальности
официальной эстрады живое и искреннее творческое начало. Дебют группы
состоялся 31 января 1986 в Доме культуры имени Ленина. Здесь «АВИА» показали
программу «Из жизни композитора Зудова», которая легла в основу их первого
магнитоальбома « Жизнь и творчество композитора Зудова», записанного
на студии Алексея Вишни в том же году.
В ноябре 1986, ощущая необходимость
расширить свой визуальный ряд, «АВИА» привлекла к сотрудничеству актера
мим-труппы «Лицедеи» Антона Адасинского. Его идеи оказались созвучны
представлениям группы и уже вскоре на базе «АВИА» возник целый театр,
включавший актеров и музыкантов: Марата Темиргазова, Елену Бобрецову, Татьяну
Миронову (которую последовательно сменяли Александр «Стереозольдат» Нимков и
Алексей Меркушев), а также своего рода шоу-группу, в которую в разное время
входило от пяти до десяти человек.
Отвечая заданной названием установке
на гротеск, иронию, музыкальную пародию, «АВИА» превращали свои концерты в
сатирически переосмысливавшие реалии окружающей жизни спектакли, пародируя
советское тоталитарное искусство 30-х годов, официозные ритуалы, штампы
эстрады. Начиная с 1987 «АВИА» все чаще выезжали за рубеж, где их
«тоталитарный рок» довольно быстро нашел горячий отклик и понимание. В
1987—91 группа побывала практически во всех странах Европы, выступала на
рок-фестивалях в Великобритании, Финляндии, Италии и других странах Европы.
Изначально «АВИА» тяготели к
синтезаторной «новой волне», хотя специфические воззрения на музыку
участников группы вносили свои коррективы: если первый альбом включал
преимущественно короткие мелодичные номера, то позднее музыка все больше
подчинялась требованиям сценического действия, принимая декоративный
характер. Это неизбежно спровоцировало внутренний конфликт между театральной
и музыкальной фракцией, а в октябре 1988 привело к уходу Адасинского, который
вскоре организовал свой театр «Дерево». Его место занял новый шоумен Дмитрий
Тюльпанов. В 1988 фирма «Мелодия» выпустила второй альбом «АВИА» « Всемъ!».
Два года спустя он был переиздан в Великобритании фирмой Hannibal Records и
удостоился четырех звездочек во влиятельном журнале Q.
В декабре 1988 Меркушева сменил
коллега Гусева по «АРГОНАВТАМ», саксофонист Евгений Жданов. Год спустя «АВИА»
окончательно рассталась с шоу-группой и театральными проектами, а новыми
участниками группы стали Евгений Скоблов (труба) и Валерий Кутейников
(тромбон). Их дебют состоялся в апреле 1990 в программе «Навстречу 1000-летию
Великого Октября». В 1991 проблемы со здоровьем вынудили покинуть «АВИА»
Александра Кондрашкина, место которого занял Иван «Ян» Феденко, ранее игравший
с группами «СЕПСИС» и «ДЖУНГЛИ».
Кондрашкин позднее вернулся в музыку,
принимал участие в реставрации «СТРАННЫХ ИГР», играл с индустриально-джазовым
комбо «NOISE AND TOYS», «ЧИЖОМ И КОМПАНИЕЙ», но весной 1993, во время
гастролей в Германии с группой «КЛУБ КАВАЛЕРА ГЛЮКА», получил серьезные
травмы и покинул сцену.
Первую половину 90-х годов «АВИА»
провели в законсервированном состоянии: Гусев писал музыку для кино (в
Финляндии вышло несколько документальных лент с его саундтреками) и для
радио, занимался звукорежиссурой на принадлежащей «АВИА» студии Indie, а
также делами созданного под ее эгидой клуба Indie. Рахов играл с группой
«НОМ» и был диджеем на радио, а Жданов выступал и записывался с этно-джазовым
комбо «САМБХА». Лишь в 1994 они воссоединились как трио и записали изданный
год спустя General Records альбом « Песни о природе и любви», а также
вернулись на сцену.
Продолжая работать как со «СТРАННЫМИ
ИГРАМИ», так и с «АВИА», Рахов в 1996 стал участником студийного проекта
«DEADУШКИ» (с коллегой по «ИГРАМ» Виктором Сологубом), а с весны 1997 занялся
делами популярного клуба Wild Side и ежегодным фестивалем Rock Side. Гусев в
октябре 1997 выпустил свой первый соло-альбом « Исправленному верить»,
работа над которым заняла у него около трех лет.
Андрей Бурлака
Дискография:
Жизнь и творчество композитора Зудова
(Яншива Шела, 1986)
Всемъ! (Мелодия, LP, 1988)
AVIA (Hannibal, LP, 1990; RDM, 1995;
General Records, 1995)
Песни о природе и любви (General
Records, MC, CD, 1995)
Николай ГУСЕВ. Исправленному верить
(Manchester, MC, CD, 1997)
|